Интересные истории о нэцке

Обсуждение любых вопросов, связанных с нэцкэ
Ответить
Аватара пользователя
Dr.Alex
Сообщения: 5474
Зарегистрирован: 04 сен 2009, 21:06
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Dr.Alex » 29 ноя 2009, 11:57

То, что борцы не могут стоять без дополнительной опоры, говорит против того, что это окимоно. А для нэцкэ стоять не обязательно.
То, что они склеены из двух частей - ничего страшного. Приклеивают же в нэцкэ, например, глаза.
Выполнено, на мой взгляд, отлично.
Размер не такой уж большой, особенно если его будет носить крупный человек (борец сумо, например, или толстый судья).
Отсутствие компактности - веяние времени.
А стоит столько - сколько за нее готовы заплатить (как это и должно быть).
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин

Аватара пользователя
Vlad
Сообщения: 782
Зарегистрирован: 05 сен 2009, 17:11
Откуда: New York

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Vlad » 29 ноя 2009, 21:19

Ну Alex, Вы уже знаете о имеющемся у меня примере на этот случай, специально приобретенном для дискуссий на эти темы - cлоновая кость, Восточный мотив, подписанная, не стоит сама, подвешивается за специально для этого сделанные натуральные химотоши... Ну просто идеальная нэцкэ. Лишь одна проблема - длинa 14 см и весит 400г.
Хотя и простые ножницы, думайю, тоже бы подошли... :D
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Dr.Alex
Сообщения: 5474
Зарегистрирован: 04 сен 2009, 21:06
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Dr.Alex » 29 ноя 2009, 21:51

Vlad писал(а):Ну Alex, Вы уже знаете о имеющемся у меня примере на этот случай, специально приобретенном для дискуссий на эти темы - cлоновая кость, Восточный мотив, подписанная, не стоит сама, подвешивается за специально для этого сделанные натуральные химотоши... Ну просто идеальная нэцкэ. Лишь одна проблема - длинa 14 см и весит 400г.
А в чем проблема? Кто-то для чего-то изготовил эту штуковину. Она попадает под какой-то пункт Вашей классификации. И зачем ей стоять? Может и полежать. И при чем здесь борцы? Их ведь не положишь - бросок-то еще не завершен!
А, может быть, Ваша штуковина может служить противовесом для бутылки сакэ? :D
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин

Аватара пользователя
Oni
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 14:26
Контактная информация:

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Oni » 21 дек 2009, 20:08

Страшная история про черного вола, который ввел в ступор всех знаменитых исследователей нэцкэ
Для начала приведу описание этой нэцкэ: «Этот чудесный вол вырезан из черного дерева. Его тощее туловище находится в лежачем положении. Скелет, выступающий под пушистой шкурой, выделяется четкими штрихами. Дуга позвоночника и ребра четко очерчены. Ноги плотно поджаты. Голова наклонена вперед и увенчана спиралеобразными рогами. Вол облизывает верхнюю губу»
Этого вола можно рассматривать часами. Он реально живой. Иногда создается ощущение, что он прямо сейчас поднимется, вздохнет и пойдет жевать траву. Так чем же так интересна эта работа, кроме безумного качества настоящего японского перфекциониста?
Еще старик Meinertzhagen описывал ее в MCI, как принадлежащую коллекции Winkworth с июля 1936 года. Уже тогда прочтение подписи было как: или Shori, или Jori, или Tsunesato. Старик FM уже тогда не мог понять каково истинное имя автора.
Позднее, в карточке появляется запись, что наш вол перекочевал в декабре 1950 года в коллекцию Hidson, а также непонятно из какого он дерева вырезан: «kurogaki or ebony».
Далее господа Lazarnick и Davey, начинают саморефлексировать над именем мастера и прочитывают его уже как: «Jotei». Но основная проблема даже не в имени мастера! Davey, вслед за Anne Hull Grundy, которая в 1961 году в cвоей научной статье назвала мастера «резчиком Ивами», также относит автора работы к этой школе. Но как не читай подпись: «Satsuma ( no ) ju Jotei» или «Satsuma ( no ) Tsunesato Saku», все равно Сацума есть Сацума, но уж никак не Ивами.
Если посмотреть на карту, то эти две местности находятся вообще на разных островах! Сацума – это префектура Кагосима на Кюсю, а Ивами – это Хонсю! Да и вообще, как нам всем известно, в Сацума делали фарфор, а не резали нэцкэ.
Далее, все наши уважаемые исследователи, включая Eshkenazi, окончательно запутываются и решают, что мастер все-таки школы Ивами, но просто сам выходец из Сацумы. Или мастер все-таки из Сацумы и к Ивами отношения никакого не имеет. Одним словом, сплошной винегрет с несчастным волом получается. Ни имя мастера толком непонятно, ни его принадлежность к школе, ни материал из которого нэцкэ изготовлена.
Но вол от всего этого научного безобразия не становится хуже. А еще он щиплет траву у меня на полке в шкафу! 8) 8) 8)
DSC_0408.jpg
DSC_0409.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
"Иногда, глядя на нэцкэ, приятнее думать не о Японии, а о людях их подаривших" (с) Дохтур Алэкс

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение valonline » 21 дек 2009, 21:32

Wow! Вот это история!
По-моему, все эксперты пришли к мнению, что чтобы относиться к школе Ивами, совсем не обязательно там было родиться и даже жить! Яркий тому пример резчик периода Эдо - Митани Гохо / Mitani Goho, который жил и работал в провинции Aki, но причисляется всеми к школе Ивами.
Поэтому, совсем не удивительно, что вашего вола причисляют к этой школе! Если он на кого то и похож, то только на быков / волов Iwami.
Завидую! :crazy
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
Oni
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 14:26
Контактная информация:

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Oni » 21 дек 2009, 21:48

valonline писал(а):Wow! Вот это история!
По-моему, все эксперты пришли к мнению, что чтобы относиться к школе Ивами, совсем не обязательно там было родиться и даже жить! Яркий тому пример резчик периода Эдо - Митани Гохо / Mitani Goho, который жил и работал в провинции Aki, но причисляется всеми к школе Ивами.
Поэтому, совсем не удивительно, что вашего вола причисляют к этой школе! Если он на кого то и похож, то только на быков / волов Iwami.
Завидую! :crazy
Гохо один крутится под ногами - просто сумасшедшая работа! Вы явно о ней знаете: На лягушке улитка, на улитке пауки. Но цена просто запредельная.... :(
"Иногда, глядя на нэцкэ, приятнее думать не о Японии, а о людях их подаривших" (с) Дохтур Алэкс

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение valonline » 21 дек 2009, 22:49

Oni писал(а):Гохо один крутится под ногами - просто сумасшедшая работа! Вы явно о ней знаете: На лягушке улитка, на улитке пауки. Но цена просто запредельная.... :(
Да. Потрясная вещь!
И сколько просят... если в драконах мерить? :) Если не секрет
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
Oni
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 14:26
Контактная информация:

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Oni » 21 дек 2009, 23:26

Она, родимая...Почти два с половиной дракона, е-мае...
"Иногда, глядя на нэцкэ, приятнее думать не о Японии, а о людях их подаривших" (с) Дохтур Алэкс

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение valonline » 21 дек 2009, 23:49

Oni писал(а):Она, родимая...Почти два с половиной дракона, е-мае...
Кстати! Никто не обратил внимания из тех, кто ее описывал, что на улитке не пауки, а паук и муха! 8)
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
Галина
Сообщения: 384
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 08:29
Откуда: Киев

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Галина » 22 дек 2009, 23:08

Работа действительно, бесподобная :good

Аватара пользователя
Dr.Alex
Сообщения: 5474
Зарегистрирован: 04 сен 2009, 21:06
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Dr.Alex » 10 янв 2010, 14:59

Несколько лет назад я натолкнулся в Интернете на очень интересный рассказ. Автор скрывался за сетевым псевдонимом yamauba. Привожу этот рассказ с некоторыми сокращениями.
Храм Кёдайдзи
yamauba

У меня мёрзнут ноги – от пруда по деревянным настилам вокруг сада тянет влажный осенний воздух, я пью горячий зелёный чай, отдающий сеном, бесплатный храмовый чай, нам его подали в керамических чашках с шероховатой землистой глазурью, греющей и ласкающей пальцы. Я пью чай и в груди тепло, но ноги мёрзнут, нелепые капроновые носочки, надетые по случаю особой встречи… Я думаю о том, как он тщательно выбирал декорацию к своему спектаклю; думаю, что его единственная страсть – это коллекционирование; думаю, что у меня мёрзнут ноги, и будет глупо заболеть…
Мне кажется, он просто ждёт. В его сценарии отведено некое время на этот сад, на тишину, зелёный чай, на моё молчание, на его молчание. …
Он привёл меня сюда специально – всё можно было сделать за столом в его офисе, но мы потратили два часа на дорогу, чтобы приехать именно в этот храм, именно в это время, когда здесь почти никого нет, а краски напитаны влагой, и контуры расплываются. Он выбирал - как расчетливый соблазнитель выбирает отель, ужин, вино, музыку – выбрал и привёз меня сюда, ничего не объясняя, то есть - объясняя с привычным лаконизмом: я хочу показать Вам один храм.
Стол и простые скамьи. Дерево с крупными буграми продольного спила – тёмное дерево, чуть теплее, чем воздух этого утра. Я вижу сад в раме столбов и навеса крыши…
Наконец, он кладёт на колени свой саквояж, вынимает оттуда свёрток и кладёт его ровно перед собой на стол. Опускает саквояж к ноге, на настил, - руки на мгновение касаются колен, обозначая конец и начало – потом он развязывает узел и расправляет на столе углы фуросики цвета «японской синевы». Я знаю мон в углу платка. В нём – скрещенные крылья сокола.
На платке остаётся чёрная лаковая коробка без украшений и гербов. В лаковой её поверхности отражается черепичная кромка крыши, клубы кустов сада и блестящая гладь пруда. В ней отражается рисунок дерева столешницы и герб на фуросики. В лаковой коробке, как в чёрном зеркале – отражается и собирается весь сад, вся галерея, павильон – я не вижу в нём своего отражения и его отражения.
У него очень бледные маленькие руки – он снимает крышку и кладёт её ровно за коробкой, зеркальной поверхностью вверх – и я только мельком вижу киноварное нутро. Из коробки он достаёт мешочек из потёртой парчи. Распускает тонкий шнурок – с такой бережностью, словно и вправду – шнур женского оби – и вынимает деревянный футляр. Его движения завораживают – после четверти часа созерцания в храмовом саду, я уже готова без досады воспринимать это длительное вынимание-развязывание-вынимание-раскрывание. О, что он дальше делает, опустив маленький футляр на фуросики рядом с лаковой коробкой - он вынимает белоснежный платок и расстилает на столе. И только после вновь берётся за футляр и выкладывает на белое полотно изящную нэцкэ.
Я благодарю его и подвигаюсь ближе к белоснежному квадрату на столе, опускаю локти и аккуратно беру вещь. У меня замёрзли пальцы, и мне кажется, что мои движения могут быть неловкими…
Беру нэцкэ в руку и с удовольствием ощущаю тёплую, чуть-чуть маслянистую на ощупь поверхность хорошо отполированной слоновой кости… Краем глаза я вижу, что ему нравится - как я держу вещь…
Мы почти не говорим – почтительно принимая каждую вещицу, с благонравным терпением ожидая каждого явления из футляров и мешочков – я понимающе киваю, когда он сдержанно сообщает мне автора или мастерскую, я изредка полуутвердительно полувопросительно называю сюжет или персонажа – тогда он кивает и начинает всё с начала – мешочек, футляр… Крысы и черепахи, китайские львы, каппа, сэннины, Дайкоку… Забавно – какой-то пьяный Дарума…
Шероховатый сухой олений рог, тёплое дерево, гладкая кость, кость в едва приметной паутине гравировки; приятный бочок перекатывающейся в ладони фигурки, стёртые грани иттобори, удобный ухват длинных саси. Я опускаю лупу к подписи мастера. Я позволяю ему немного поучить меня – я знаю эти подписи даже на ощупь, но я всё же его гостья сегодня, он поставил всё это представление для меня, он придумал эту декорацию, этот свет и цвет, неужели я посмею разрушить этот соблазнительный режиссёрский замысел? …
Всё?
Всё вернув в лаковую коробку – он достаёт последнюю, в шёлковом мешочке с жёлтым шнуром. Точным движением выкладывает на платок. Почти телесного, какого-то бесстыжего, редкого для слоновой кости оттенка внутренности раковины, наверное, даже тонированная, отполированная до свечения изнутри, оплывающей формы, слишком живая, как комочек плоти – она лежит, кидая на белизну платка бледно-жёлтую, вяло-персиковую и телесно-розовую тени. Ныряльщица и осьминог.
Я беру её в руки – она дразнящее скользкая, не водянисто-скользкая, и даже не маслянисто – а немного как рыбья чешуя, вся слизкая – как… Щупальца струятся по её телу, обвивая, сжимая и удерживая её, они оплетают её как руки жадного любовника, всю и сразу, запуская концы гибких щупалец в самые тайные изгибы и изложины её тела. Я поворачиваю её медленно, чтобы увидеть, как маленькая ныряльщица сперва пытается скинуть эти живые путы, а потом вдруг - сладко прильнув к морскому чудовищу – запрокидывает голову от плотского счастья.
Я поднимаю лицо и смотрю прямо в ему в глаза. Не знаю – зачем. Вернее – я хочу увидеть его глаза, не выпуская из рук неожиданной вещицы – он смотрит на меня, не меняя выражения лица, но – смотрит прямо в глаза…

Мы ужинаем в страшно дорогом ресторане, мы говорим о книгах, самолётах, о следующей выставке, о каталоге. Я иногда смотрю в огромное тёмное окно – я вижу в нём чёрную лаковую гладь, с далёкими проблесками огней.
Он просит принять подарок – я могу открыть его дома, это не важно, не стоит это делать в ресторане, он просит оказать ему честь и принять одну маленькую вещицу, - о, для него это большая радость. Он отвезёт меня домой.
Дома я разверну обёрточную бумагу с замысловатым узлом. Распущу шнурок на шёлковом платьице мешочка. На ладони у меня – крыса и черепаха…
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение valonline » 10 янв 2010, 15:26

Вот это история!!! Представляю, что она хотела увидеть в том мешочке с подарком! Красиво!
Я не понял только, коллекционер ли она? Если бы с нами проделывали такие вещи дилеры, возможно мы бы чувствовали себя обреченными на покупку еще до того, как нам распаковали бы таким образом вещь!
Alex, отличная находка! :good Спасибо!
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
Вадим
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 21:59

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Вадим » 10 янв 2010, 18:38

Dr.Alex, спасибо за рассказ, очень понравился !!!
Valonline, а два с половиной дракона это сколько в людской валюте ? Если не секрет ? :D

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение valonline » 10 янв 2010, 18:42

Вадим писал(а):Dr.Alex, спасибо за рассказ, очень понравился !!!
Valonline, а два с половиной дракона это сколько в людской валюте ? Если не секрет ? :D
Вадим, это не мой секрет :pardon :)
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
Вадим
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 21:59

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Вадим » 10 янв 2010, 18:55

Valonline , прошу прощения ! Засмотрелся на вашу новую аватарку ! :)
По моему Oni очень рискует проводя финансовые операции с использованием подобной валюты ! Если криптозоологи пронюхают то замучают до смерти :D ,а если к ним еще Гринпис подключится... :lol

Аватара пользователя
Dr.Alex
Сообщения: 5474
Зарегистрирован: 04 сен 2009, 21:06
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Dr.Alex » 11 янв 2010, 12:57

Сергей Лукьяненко ДЕВОЧКА С КИТАЙСКИМИ ЗАЖИГАЛКАМИ
* * *
Мало кто знает, что известный московский скульптор Цураб Зеретели увлекается собиранием нэцкэ. Хобби свое, ничего предосудительного не имеющее, он почему-то не афиширует.

В тот морозный снежный вечер, по недоразумению московской погоды выпавший удачно – на тридцать первое декабря, Валерий Крылов стоял у антикварного салона вблизи Пушкинской площади и разглядывал только что купленное нэцкэ.

Нэцкэ – оно и в России нэцкэ. Статуэтка сантиметров в пять, брелок из дерева или слоновой кости, к которому не придумавшие карманов японцы привязывали ключи, курительные трубки, ножички для харакири и прочую полезную мелочь. Потом вешали связку на пояс и шли, довольные, демонстрировать встречным свои богатства. В общем – вещь ныне совершенно бесполезная и потому до омерзения дорогая.

Но если ты хозяин маленького завода по выплавке цветных металлов и тебе позарез нужен рынок сбыта в Москве, то нет ничего лучше знакомого скульптора-монументалиста. Одной лишь бронзы великий скульптор потреблял больше всех уцелевших московских заводов вместе взятых! А лучший способ добиться внимания будущего клиента – потешить его маленькую слабость… в данном случае – подарить нэцкэ.

Надо сказать, что в тонкой сфере искусства и в еще более нежной материи собирательства деньги не всесильны. Перед иным коллекционером ночных вазонов хоть полными чемоданами долларов потрясай – все равно не слезет с любимого экземпляра, складного походного горшка Фридриха Великого.

Так и с нэцкэ. Мало иметь деньги, надо еще и поймать судьбу за хвост, опередить других коллекционеров, людей небедных и готовых на все для утоления своей страсти.

Валерию определенно повезло. Не будем обсуждать, как и почему повезло, – ведь везение вещь не случайная. Как бы там ни было, но сейчас он стоял у своего старенького “пежо” и разглядывал японский брелок с той смесью удовлетворения и брезгливости, что обычно наблюдается у человека, удачно выдавившего прыщ.

Нэцкэ изображало маленькую пухлощекую девочку, завернутую в тряпье и держащую перед собой поднос. На подносе едва-едва угадывались маленькие продолговатые предметы. В каталоге нэцкэ называлось “Девочка с суси”.

– Суси-пуси, – пробормотал Валерий. – Хоть написали правильно…

Пора было ехать домой – переодеться, выпить чуток коньяка, вызвать шофера и отправиться в хорошее и мало кому известное заведение, где можно будет презентовать знаменитому скульптору творение японских конкурентов. Жену с дочкой Валерий еще неделю назад отправил в Париж на рождественские каникулы. Так что новогодний вечер мог оказаться шумным и пьяным, а мог, напротив, иметь завершение романтичное и волнующее. Не только бизнесмены отправляют свои семьи отдохнуть за границу, порой они уезжают и сами, оставляя молодых и скучающих жен…

Продолжая разглядывать малолетнюю японскую торговку рисовыми рулетиками (блюдо, на взгляд Валерия, одновременно пресное и тяжелое), Крылов достал сигарету. Курить за рулем он не любил.

– Дяденька, купите зажигалку, – донесся до него робкий голос.

Валерий обернулся. На тротуаре стояла маленькая, лет десяти, девчушка. В нейлоновой куртке, слишком большой для нее и слишком грязной для любого. В широченном взрослом шарфе, намотанном поверх куртки. В вязаной шерстяной шапочке.

В озябших, уже синеватых ладошках девочка держала крышку от обувной коробки. На картонке, припорошенные снегом, лежали разноцветные китайские зажигалки.

– Своя есть, – буркнул Валерий. В метро он последний раз ездил года три назад, на улицах с побирушками и нищими тоже встречался редко. Может быть, поэтому они вызывали у него даже не раздражение, а легкую оторопь и отчетливое желание принять горячий душ.

Девочка упрямо стояла рядом.

Валерий полез в карман в надежде, что, обнаружив в его руках зажигалку, малолетняя попрошайка отправится своей дорогой. Но зажигалка упрямо не желала находиться.

Девочка засопела и провела ладошкой под носом.

– Почем твои зажигалки? – буркнул Валерий. Милостыню он не подавал принципиально, чужих детей не любил, но в данном случае решил вступить с девочкой в товарно-денежные отношения. Курить хотелось все сильнее – так всегда бывает, когда уже достал сигарету, а зажигалку найти не можешь.

– Десять… – прошептала девочка.

– Десять… – с сомнением произнес Крылов и снова стал шарить в кармане в поисках мелочи. – Что же ты по морозу ходишь полуголая? Простынешь – и умрешь!

Нравоучение вышло какое-то фальшивое, он даже сам это почувствовал. Ясное дело, не ради удовольствия бедный ребенок торгует зажигалками.

– Красивая куколка, – вдруг сказала девочка, глядя на нэцкэ в руках Крылова.

– Да, да, красивая… – Крылов вдруг с удивлением обнаружил, что нэцкэ и девочка-побирушка карикатурно похожи. При желании “девочку с суси” вполне можно было назвать “девочка с китайскими зажигалками”, даром что не было в ту пору никаких зажигалок. Но даже не это главное! Лица были похожи!

Чтобы избавиться от наваждения, Крылов бесцеремонно взял девочку за плечи и развернул к падающему из витрины свету. Присел перед ней на корточки. Держа нэцкэ на вытянутой руке, еще раз сравнил лица.

Ну надо же! Словно позировала!

– Во дела, – поразился Валерий. – Века идут, люди не меняются… выходит, японцы раньше на людей походили?

– У меня никогда не было кукол, – вдруг горько сказала девочка.

Валерий крякнул, достал из кармана сотню и положил среди зажигалок:

– Иди в “Детский мир”, детка. Купи себе куклу…

А сколько стоит кукла? Валерий вдруг с удивлением понял, что не знает. Собственная дочь чуть старше этой нищенки, вся детская игрушками завалена… но разве он хоть раз покупал ей игрушки? Либо жена, либо няня…

– На, купи себе “Барби”, – решил Крылов, бросая на картонку пятьсот рублей. Уж если делать в новогоднюю ночь добрые дела – так зачем мелочиться?

– Я хочу эту, – твердо сказала девочка, не отрывая взгляд от нэцкэ.

Валерий усмехнулся и покачал головой:

– Нет, деточка. Эта кукла стоит… ну очень дорого. Купи себе куколку и иди к маме…

– Простите, что я так настойчива, – внезапно выпалила девочка, опуская картонку. Зажигалки, успевшие примерзнуть к картонке, даже не попадали. – Но чрезвычайные обстоятельства вынуждают меня эксплуатировать ваши естественные рождественские позывы к добру и милосердию…

Так и не зажженная сигарета выпала у Крылова изо рта. Он торопливо встал и шагнул к машине.

– Возможно, я неудачно выбрала день? – поинтересовалась девочка вслед. – Но у вас запутанный календарь, вы празднуете рождество дважды, поэтому я выбрала среднеудаленное от обоих праздников время…

– Шиза, – коротко сказал Крылов, скрываясь в машине. Запустил двигатель, потом уже торопливо спрятал нэцкэ в карман. Покосился на девочку – та смотрела на него, беззвучно шевелила губами. – Шиза или белочка. Вопрос только, у кого?

Девочка исчезла. Была – и не стало ее.

– У меня, – решил Крылов, и его всего передернуло. Ну что за напасть? Никогда в роду психов не было… Он медленно тронул машину.

– Вы абсолютно здоровы, – донеслось сзади. – Хотя…

Крылов в панике ударил по тормозам. Обернулся.

Девочка сидела на заднем сиденье, все так же сжимая в руках картонку. Смотрела на Крылова невинными детскими глазами.

– Легкая форма геморроя, намечающийся простатит, дискинезия желчного пузыря. В остальном вы здоровы, – повторила девочка. – Так вот, я прошу прощения за неудачный выбор времени. Но мне кажется, что в новогоднюю ночь, тем более являющуюся среднеарифметическим сочельником, вы максимально склонны к добрым делам…

– Ты кто такая? – воскликнул Крылов. – Ты как в машину попала?

– Я маленькая девочка. Я сместила себя относительно пространства. Вы меня выслушаете?

– Почему ты так говоришь? Девочки так не разговаривают!

Девочка вздохнула:

– Моя речь трудна для понимания? Соберитесь с силами, прошу вас! Все очень просто, я – из будущего.

Валерий кивнул:

– Ага. А я с Марса.

– Не похоже, – отрезала девочка. – Итак, я из будущего, я путешествую во времени. Точную дату вам знать не обязательно.

Крылова охватил легкий азарт.

– Из будущего, говоришь? Фантастика, значит? Как же, верю! У нас тут полным-полно путешественников во времени. Куда ни шагнешь – на них натыкаешься.

– Вот и неправда, – обиделась девочка. – Нет тут больше никаких путешественников. И ваша ирония неуместна!

– Если ты из будущего и так легко об этом рассказываешь, так почему никто не знает о путешественниках во времени? Почему никто больше их не встречал?

– А в ваше время никто и не путешествует, – отрезала девочка. – Чего тут интересного? Экология плохая, пища некачественная, люди злые, культура примитивная, войны неэстетичные… Все ездят в Древнюю Грецию, в Средние века, в Древний Китай и Японию… вот там красиво!

Крылов не нашелся, что ответить.

– Так вот, – продолжала девочка. – Я – обычная путешественница во времени. Мне десять лет. Это не должно вас смущать, умственно я развита как взрослый человек.

– Не верю, – твердо сказал Крылов.

Девочка опять растаяла в воздухе. Возникла на соседнем сиденье.

– Гипноз, – предположил Крылов.

Машина дрогнула и медленно поднялась в воздух. Заснеженные улицы ушли вниз, засвистел ветер, Москва раскинулась под ними огромной светящейся картой.

– И это гипноз? – поинтересовалась девочка. – Тогда выйдите наружу.

Крылов помотал головой.

– Так-то лучше, – обрадовалась девочка. Лицо ее чуть порозовело. – Теперь вы мне верите? Или еще что-нибудь сделать?

– Верю… – прошептал Крылов. – Девочка, а девочка… как там, в будущем?

– Зашибись! – кратко ответила девочка. – Так вот, Валерий Павлович. Просьба у меня к вам. Сделайте мне, маленькой девочке, затерянной во тьме веков, рождественский подарок.

– Нэцкэ? – уточнил Крылов.

– Угу. – Девочка улыбнулась.

Несколько секунд Крылов молчал. А потом заорал:

– Да ты что несешь? Подарок, говоришь? Нэцкэ? Ты знаешь, чего мне стоило ее добыть? Хрен с ними, с деньгами… ты думаешь, вся Москва завалена уникальными нэцками? А мне сегодня надо его подарить одному скульптору! Тогда, возможно, он станет покупать бронзу моего завода! И у меня наладится бизнес! Иначе все… по миру пойду.

– Мне очень нужна эта нэцкэ! – тонко выкрикнула девочка. – Отдайте ее мне!

– Давай другую взамен, – решился Крылов. – Тебе же нетрудно смотаться в Японию, верно? Купишь нэцкэ двести лет назад, привезешь в Москву, отдашь мне… ты чего?

Девочка тихо ревела, вытирая слезы грязной ладошкой. Машина начала опасно раскачиваться.

– Эй, ты равновесие-то держи! – в панике выкрикнул Крылов. – На, утрись… – Он протянул девочке чистый носовой платок. – Зачем тебе моя нэцкэ? Ты же вон какие чудеса творишь!

– И вовсе… она не ваша… – сквозь слезы пробормотала девочка. – Ее мой папа из кости вырезал…

Как гласит народная мудрость, женщина не права до тех пор, пока не заплачет. К маленьким девочкам это правило тоже относится – Крылов почувствовал себя смущенным.

– Не моя… я за нее деньги платил… – огрызнулся он. – Слушай, ты настоящие чудеса творишь – так чего ко мне привязалась? Могла бы украсть или отобрать свою нэцкэ, и все дела…

– Не могу! – с обидой выкрикнула девочка. – В том-то и дело!

Из путаных объяснений Валерий понял, что всем путешественникам во времени делают специальную инъекцию, резко меняющую характер. После этого укола никто из путешественников не способен убить, ограбить или еще как-то обидеть своих отсталых предков. Разве что в целях самообороны…

– Вот если вы меня ударите или покуситесь… – с надеждой пробормотала девочка.

– Ха! – возмутился Крылов. – Ты за кого меня держишь? Не собираюсь я тебя ударять, а уж тем более покушаться!

– Жалко, – вздохнула девочка. – А то я взяла бы нэцкэ с вашего бесчувственного тела…

Как ни странно, но такая откровенность успокоила Валерия.

– Зачем тебе именно эта нэцкэ, девочка? – спросил он. Достал сигарету, подобрал с пола одну из китайских зажигалок, закурил. – Чего ты ко мне привязалась?

Девочка принялась рассказывать.

Оказалось, что в прошлое она отправилась вместе с отцом – в Англию восемнадцатого века на рождественские каникулы. Но в Англии папа заскучал и отправился в Японию восемнадцатого века. Прошли все положенные сроки, но он из Японии так и не вернулся. Девочка поняла, что с ее папой что-то случилось. Наверное, сломалась машина времени, такое иногда бывает.

– А спасателей у вас нет? – удивился Крылов.

– Нет. Во времени каждый путешествует на свой страх и риск, – призналась девочка. – Спасать потерявшихся – это значит создавать временные парадоксы!

Когда папа потерялся, девочка могла вернуться домой сама. Но ей очень хотелось спасти отца. И она стала думать – чем же папа примется зарабатывать себе на жизнь? Грабить и убивать ему нельзя, обучать местных наукам – тоже. И тогда она сообразила – ведь папа увлекался резьбой по кости. Значит, станет резать нэцкэ. А чтобы его легче было найти – в каждой нэцке станет допускать анахронизм – какую-нибудь деталь, не соответствующую времени. Сообразительная девочка принялась искать такие нэцкэ – и нашла одну. Именно ту, что купил Крылов.

– Понял! – воскликнул Валерий. – Так это не “Девочка с суси”? Это “Девочка с китайскими зажигалками”?

– Нет, это не зажигалки, – запротестовала девочка. – Это… у вас и слова-то такого нет. Это маленькие штучки, которые служат для создания… этого слова тоже еще нет. Для создания других больших штук.

Крылов достал нэцкэ. С сомнением осмотрел ее, спросил:

– Ну и что? Допустим – это сделал твой папа. Подал сигнал о помощи, так? Ну и отправляйся спасать папочку. Чего тебе еще надо?

– Нэцкэ! Ее надо засунуть в специальный ящичек в машине времени! – заревела девочка. – И тогда машина времени отправится в то время и место, где нэцкэ вырезали! И я спасу папу.

– А нэцкэ? – уточнил Крылов, уже догадываясь, каким будет ответ.

– Распадется на атомы.

– Других подходящих нэцкэ нет? – спросил Крылов.

– Да поймите же, их не может быть! Если они бу­дут, значит, я папу не спасла! Значит, он так и прожил в древней Японии всю жизнь!

– Дела, – вздохнул Крылов.

Девочка тоже вздохнула. И сурово произнесла:

– Либо вы мне нэцкэ подарите и я папу спасу. Либо вы пожадничаете. И папа погиб.

– Девочка, я же на грани разорения, – признался Крылов. – Нет, мне очень жалко твоего папу… и ты отважная девочка…

Путешественница во времени снова захныкала.

– Хоть деньги верни! – взмолился Крылов. – Или другую нэцкэ мне дай!

– Нет у меня денег, – всхлипнула девочка. – И ничего я вам дать не могу. Даже не могу подсказать, на какие числа выигрыш в лотерее выпадет.

– Запрещено? – понимающе спросил Крылов.

– Не интересовалась никогда древними лотереями… – призналась девочка.

Крылов помолчал. Эх, какой был план! Редкое нэцкэ в подарок… дружеский разговор… выгодный кон­тракт… финансовое преуспевание…

– Иди спасай своего папу, – сказал он и протянул девочке древнеяпонский брелок. – Только вначале опусти машину на место!

Девочка просияла.

– Спасибо! Спасибо вам! Я знала, что в среднеарифметический вечер сочельника все люди добреют и случаются настоящие чудеса!

Она неловко чмокнула Крылова в щеку – и исчезла. Машина вновь стояла у антикварного салона. Только на полу валялись одноразовые зажигалки.

– Настоящие чудеса, – горько сказал Крылов. – Кому как.

Все его планы пошли прахом. И все из-за какой-то наглой девчонки и ее глупого отца… Тоже мне туристы! Сами они не местные, машина времени сломалась…

Он завел машину и, уж и не зная зачем, все-таки поехал к ночному клубу.

Что же теперь, пытаться наладить отношения со знаменитым скульптором без всяких интересных новогодних подарков? Пустой номер. И все-таки придется попытаться…

Крылов уже припарковал машину на стоянке, когда с заднего сиденья раздалось деликатное покашливание.

– Опять? – воскликнул он в панике и обернулся.

В машине теперь появились двое – та самая девочка, одетая в темно-желтое платье и алую шелковую накидку, и худощавый мужчина в узких черных штанах и черно-белом жилете с широкими плечами.

– Красивое у меня кадзами? – воскликнула девочка.

– Спасибо вам, Валерий-сан, – строго глянув на девочку, сказал мужчина. – Вы спасли меня ценой больших жизненных, неудобств… Домо аригато годзаимас!

– Да ладно… чего уж там… – смутился Крылов. – Праздник как-никак…

– Мы должны отправляться назад, в будущее, – сказал мужчина. – Но я не мог не поблагодарить вас. Примите этот скромный подарок, Валерий-сан! Я резал эту нэцкэ для очень важного чиновника, но вам преподнесу куда с большей радостью!

Крылов едва успел взять из его рук крошечную скульптуру – девочка и мужчина склонили головы и исчезли. На этот раз, похоже, навсегда.

– Надо же… – прошептал Крылов, разглядывая нэцкэ. – Надо же… спасен… что-что???

Нэцкэ изображала, похоже, самого скульптора – высокого и худощавого мужчину в японских одеждах. Но в руках мужчина держал пивную бутылку!

– Анахронизм… – прошептал Крылов. – “Мужчина с пивом”… Да как же я ее подарю?

Он безнадежно рассмеялся. Чудеса… праздник… раз уж делаешь добрые дела – так не рассчитывай на благодарность!

Хотя…

Крылов еще раз внимательно оглядел нэцкэ.

Назвали же ту девочку с не пойми чем “девочкой с суси”!

Главное – вовремя дать правильное название. А там уж человек увидит то, что ему пообещали! С работами московского скульптора-монументалиста это тоже случается сплошь и рядом!

– Мужчина с пестиком… – произнес Крылов. – Нет. Лучше – “Алхимик с пестиком”! Работа неизвестного мастера…

С нэцкэ в руках он выбрался из машины.

Все должно получиться.

В этот вечер все люди добреют!
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин

Аватара пользователя
Natasha
Сообщения: 2989
Зарегистрирован: 27 сен 2009, 16:30
Откуда: Moldova
Контактная информация:

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Natasha » 12 янв 2010, 22:42

Ваши рассказы, Доктор, завораживают! :rose
Жизнь прекрасна и удивительна!

Аватара пользователя
Dr.Alex
Сообщения: 5474
Зарегистрирован: 04 сен 2009, 21:06
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Dr.Alex » 15 фев 2010, 12:01

Когда вы входите в магазин изделий из кости, вам кажется, что в это место вас перенесла машина времени. Ведь еще минуту назад вас окружали фантастические небоскребы ХХI века, возвышающиеся на Тюо-дори - главной улице "района электроники" Акихабара. А сейчас вы видите мастера, инструменты и приемы которого почти не изменились за несколько столетий.

Как и мастера, работавшие много веков назад, Дзюнъити Мацудзака сидит, скрестив ноги, за низким столиком, на котором разложены инструменты и бесформенные куски кости. После нескольких прикосновений руки мастера кусок кости на ваших глазах превращается в миниатюрную фигурку нэцкэ - подлинный шедевр традиционного японского искусства. Это может быть и изображение Будды, которое поместят в домашний алтарь, и личная печать "ханко", и фигурки Ситифукудзин - семи синтоистских богов счастья, и одно из 12 животных восточного Зодиака - сейчас будет особенно популярной фигурка обезьяны - символ наступающего года.

При помощи самого обычного инструмента 59-летний мастер Мацудзака обрабатывает материал с удивительной быстротой и ловкостью, закругляя острые грани и просверливая отверстия традиционным сверлом "рокуро". Уже через несколько минут его материал обретает конкретную форму.

Мацудзака рассказывает, что представляет третье поколение этой семьи мастеров нэцкэ. "Мой дед открыл здесь свою мастерскую в 1912 году, сразу после того, как он вернулся с Русско-японской войны. А мой отец унаследовал эту мастерскую и продолжал в ней работать, пока ему не исполнилось 90 лет", - говорит он.

Миниатюры нэцкэ появились в Японии в период Эдо (1603-1867 годы). Тогда они были украшениями к различным бытовым предметам, как, например, красочные безделушки, которые многие сейчас подвешивают к своим сотовым телефонам. Раньше при помощи миниатюрных фигурок нэцкэ прикрепляли к поясам кисеты для табака, кошельки и другие мелкие предметы. Эти предметы крепили на поясе "оби" при помощи шелкового шнура, поскольку у японского кимоно отсутствуют карманы. А чтобы шнур не отвязался, его скрепляли на конце фигуркой нэцкэ.

Со временем конфигурация нэцкэ стала более сложной и разнообразной, а когда кимоно было вытеснено в быту европейской одеждой, нэцкэ окончательно утратили свое практическое назначение и стали видом традиционного искусства, которое в первую очередь привлекает внимание коллекционеров.

Мацудзака говорит, что в зависимости от сложности работа над одной фигуркой может занять даже неделю. "Ведь вы не можете непрестанно работать", - поясняет он. Тем не менее на витрине его магазина демонстрируется большое количество самых разнообразных фигурок.

Здесь можно увидеть и недорогие клипсы "мимикаки-бо" всего за 500 иен, и резные печати "ханко" по цене в 18 тыс. иен, и подлинные произведения искусства, такие, как фигурка двух борцов сумо с автографом мастера, которая стоит 485 тыс. иен.

Мацудзака, который с удовольствием делает работы и на заказ, говорит, что он консервативен в выборе сюжетов и форм миниатюрной резьбы.

"В старину мастера могли экспериментировать со всеми видами экзотических мотивов, но сейчас рынок более ограничен, поэтому я остаюсь приверженцем наиболее традиционного типа миниатюры".

Много лет назад резчики фигурок нэцкэ, которых называют "нэцкэ-си", использовали для работы самые разнообразные материалы. Поскольку доступ к слоновой кости имели только художники в крупных городах, в других местах для изготовления нэцкэ применялись и другие материалы, такие, как твердая древесина, особенно вишня, которая может подкрашиваться и полироваться, клыки кабанов, рога оленей и буйволов, а также янтарь.

Мацудзака тоже иногда пользуется этими материалами, поскольку они легко обрабатываются и обладают хорошей прочностью. Однако предпочтение он отдает слоновой кости.

"Если с палочками для еды из слоновой кости обращаться должным образом, они будут служить вам целую жизнь, - говорит мастер - Только через 30 лет они начнут изнашиваться. Но если клиент принесет мне такие палочки, я их быстро отреставрирую, и тогда они прослужат еще 30 лет".

Однако Мацудзака некому передать дело семьи. У него есть сын и дочь, но они работают в страховой компании. И, глядя из окна мастерской на сумятицу "электронного квартала", мастер с печалью думает о том, что его искусство в будущем постигнет та же участь, что постигла и тех величественных животных, бивни которых лежат у него на полке в качестве сырья.

Марк Шрайбер
Газета The Japan Times
2003.12.17
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин

Аватара пользователя
Oni
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 14:26
Контактная информация:

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение Oni » 10 мар 2010, 23:50

Всем привет! Только вчера вернулся из Парижа, где имел честь встречаться с Максом, Антонио и Габором.
А теперь хит, привезенный из Парижа...
История вечной любви
...Его звали Jo...
...Более 30 лет назад его купил Gabor Wilhelm и посадил жить к себе в шкаф. Вот наш герой:
001.jpg
Периодически Габор смахивал с Jo пыль и не придавал особого значения его существованию в своей коллекции. Он даже так свыкся с нашим героем, что перестал его замечать...
Но однажды к Габору заявился в гости его друг ( и мой друг, кстати, тоже :) ) - известный дилер Робер Флейшнелл и попросил посмотреть в очередной раз коллекцию...
Перекладывая нэцке, вдруг Робер замолчал, а потом выдал такую фразу: "Габор, по-моему у меня есть его пара. Не знаю, насколько точно, но одна фигурка в моей коллекции очень похожа на этого парня с метлой!"
Когда чуть позже Робер принес Uba, то все поразились одинаковой резьбе, окраске, компоновке сюжета. Вот наша героиня:
002.jpg
В результате такого уникального совпадения и Робер, и Габор оказались в особо пикантной ситуации. Никто не хотел уступать друг другу, но оба понимали, что ни Jo, ни Uba, не смогут теперь жить по-отдельности. И тогда наши нэцкефрены решили отдать судьбу наших героев ( а скорее, свою судьбу ) на волю случая. Они договорились, что каждый напишет на бумажке цену за свою фигурку и у кого цена окажется выше, тот должен будет выкупить у товарища его пару. Бумажки тянула и разворачивала Юкари Йошида ( завтра, кстати, жду ее к себе в гости ;) )...Цена Габора оказалась выше! Но он говорит, что он нисколько не жалеет о потраченных деньгах.
Вот наша пара:
005.jpg
006.jpg
ФАКТИЧЕСКИ ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ НАШИ ГЕРОИ ВСТРЕТИЛИСЬ! :rose
...Где и у кого они жили до этого по-отдельности - это тайна покрытая мраком времени...Но они встретились и теперь это не имеет никакого значения...

Ваше право как исследователей Верить в реальное, аутентичное соответствие этой пары или не верить в него!
...Но вечная любовь существует - в этом я уверен на все 100!... :rose :rose :rose
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
"Иногда, глядя на нэцкэ, приятнее думать не о Японии, а о людях их подаривших" (с) Дохтур Алэкс

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Интересные истории о нэцке

Сообщение valonline » 10 мар 2010, 23:56

Oni, потрясающая история!!! Аж пробрало!
А хит, привезенный из Парижа - это история, или сама парочка? ;)
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Ответить