Школы нэцкэ

Форум для начинающих коллекционеров. Добро пожаловать!
Ответить
Аватара пользователя
AlexK
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 15 фев 2010, 19:15
Откуда: СПб

Re: Школы нэцкэ

Сообщение AlexK » 28 май 2011, 23:33

Kosei писал(а):тут ведь и еще тема вылезает. Отсутствие школы говорит и о том, что резьба нэцкэ не стала отдельным ремеслом.
Развейте пожалуйста.

Аватара пользователя
Kosei
Сообщения: 2043
Зарегистрирован: 23 апр 2010, 23:53
Откуда: Харьков

Re: Школы нэцкэ

Сообщение Kosei » 29 май 2011, 01:49

А развивать-то особо нечего. Все, что заслуживает внимания или позволяет говорить о нэцкэ, как об искусстве, сделано мастерами, которые резали не только нэцкэ, или - правильнее сказать, нэцкэ в том числе. Поэтому резьба нэцкэ - не профессия, это жанр, которому кто-то отдал больше времени, кто-то меньше. В общем, обычная для японцев ситуация, когда мастер работает в различных жанрах.

Похожая ситуация в гравюре. Открываете книжку и читаете, что Куниёси работал в историко-героической гравюре, а Хокусай - в пейзажном жанре. А работали они, на самом деле во всех жанрах - и в бидзинга, и сюнга, не говоря уже о театральном жанре, через который прошли все. Просто поъем того или иного жанра, его обогащение новыми средствами связывается с тем или иным именем, но не было строго пейзажистов или изобразителей красавиц.

Аватара пользователя
Natasha
Сообщения: 2990
Зарегистрирован: 27 сен 2009, 16:30
Откуда: Moldova
Контактная информация:

Re: Школы нэцкэ

Сообщение Natasha » 29 май 2011, 18:53

Стратегия правильная, была возможность не только изучить разные виды искусства, но и взаимодополняемость их! Видимо вся эта изысканная недосказанность, прозрачность намеков, простота в решениях - есть опыт в разных видах искусства! Пару месяцев назад имела удовольствие видеть лаковую миниатюру на тему о Гэндзи, и в нэцке и в лаках сюжет встречается, трактовка схожа, но есть и различия при использовании в разных видах искусства, совершенно потрясающая композиция в лаках, изысканность в нэцке! :roll
Жизнь прекрасна и удивительна!

Аватара пользователя
Kosei
Сообщения: 2043
Зарегистрирован: 23 апр 2010, 23:53
Откуда: Харьков

Re: Школы нэцкэ

Сообщение Kosei » 29 май 2011, 19:03

Вот-вот, сладость-то и приходит то того, что держишь в уме эти тысячи вариантов сюжета в других областях, и видишь, как в 1001 раз, вроде о том, же но как-то по-иному :) Не говоря уже о том, что профессионал неизбежно примеряется к разным жанрам, всегда стремится подхватить что-то полезное у соседей и расширить границы существующих классификаций. Чтобы сказать что-то новое - надо обновлять средства, варясь в одном и том же соку далеко не продвинешься.

Аватара пользователя
AlexK
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 15 фев 2010, 19:15
Откуда: СПб

Re: Школы нэцкэ

Сообщение AlexK » 29 май 2011, 23:53

Небольшие выдержки, немного в тему :) .
"Японское декоративное искусство. Из собрания Государственного музея искусства народов Востока"
Текст Наталии Каневской. 1973.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось AlexK 30 май 2011, 00:11, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
AlexK
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 15 фев 2010, 19:15
Откуда: СПб

Re: Школы нэцкэ

Сообщение AlexK » 29 май 2011, 23:57

Там же.
"Цеховой организации у резчиков нэцкэ не было. Секреты мастерства передавали из поколения в поколение в семьях мастеров".

Аватара пользователя
Kosei
Сообщения: 2043
Зарегистрирован: 23 апр 2010, 23:53
Откуда: Харьков

Re: Школы нэцкэ

Сообщение Kosei » 30 май 2011, 02:31

Это писалось тогда, когда сидели искусствоведы безвылазно, ни Японии не видели, ни резчика живого...
Да и чего бездумно не подхватишь, вслед за 100 раз написанным. И у меня где-то когда-то проскочило про "постепенно сложившуюся специализацию". Логично ведь этого ожидать, правда? Любая наука коллективна, и любые знания строятся на коллективных наработках, но и на коллективных заблуждениях тоже. Иногда очень важно перестать понимать простой и логичный текст и задаться заново простыми вопросами.

Вы не обязаны верить мне. Но и другим верить на слово не надо. Просто нужно начать работать с биографиями :) И очень неплохо - общаться с носителями, особенно теми, которые пожилые и не в первом поколении. Это нынешние резчики могут себе позволить резать ТОЛЬКО нэцкэ, поскольку они не живут этим ремеслом, а отводят душу после офисной работы. Тех, кто реально зарабатывает резьбой - единицы, и режут они все, чем можно заработать. А таких, которые могут себе позволить иметь 3-4 заказа в год и только нэцкэ -- этих еще меньше...

Поэтому картинки с мастерскими где клепают нэцкэ и "передают секреты нэцкэ" из поколения в поколения - выглядят уж очень былинно. Одни и те же имена "гуляют" и в резчиках нэцкэ, и окимоно, и трубок, и обидоме, и заколок. Секреты резьбы - еще куда ни шло, но секреты нэцкэ -- это уже мистификация и фетишизация предмета. Хоть нам всем доктор давно диагноз поставил, пусть это касается нашей любви к этому жанру, а вот от придумывания истории лучше воздержаться.
И опять же - что читать и как читать. Если не зацикливаться на "резчиков нэцкэ", а понимать это как сказанное о резчиках, которые резали И НЭЦКЭ ТОЖЕ - то все правильно (в абзаце о цеховой организации и мастерских).

Аватара пользователя
Natasha
Сообщения: 2990
Зарегистрирован: 27 сен 2009, 16:30
Откуда: Moldova
Контактная информация:

Re: Школы нэцкэ

Сообщение Natasha » 30 май 2011, 09:04

Kosei, согласна с Вами, вариться в собственном соку и не видеть, а вернее не интересоваться остальными видами искусства - заведомо обречь себя на оскудение! :yes Действительно, мало резчиков занимались только нэцке, кто-то держал лавку продавая чай, кто-то обращался к нэцке из гравюры и т.д., в наше время резчики тоже живут не только нэцке, это и скульптура, и керамика, и лаки, и всё что художнику интересно! По своему опыту скажу, скульптура дала правильные пропорции, нэцке добавило инструментов, детализации и больше терпения, лаки внесли больше разнообразия в решениях и т.д.
Жизнь прекрасна и удивительна!

Аватара пользователя
Kosei
Сообщения: 2043
Зарегистрирован: 23 апр 2010, 23:53
Откуда: Харьков

Re: Школы нэцкэ

Сообщение Kosei » 30 май 2011, 10:22

Знаете, об Огата Корин обычно пишут с восторгом, что он и ширмы расписывал и платья, и веера, лаком занимался, и инрошки с нэцками тоже числятся в наследии, и гребни. И только среди нэцкэфренов (скажем так, некоторой части) есть стремление ограничить мастера одним жанром и все иное воспринимается как досадное отклонение или побочная деятельность. Иногда еще веселее - типа "нэцкэ -цяця, окимоно - кака". Морито Соко или Коун, или Комей, или Гёкудзан обалдели бы наверное, если бы им сказали, что вот типа ваши нэцкэ то что надо, а окимоно не стоят внимания))))) Мастер - во всем мастер. А отсутствие идей, знаний и неумелость рук невозможно компенсировать обаянием жанра нэцкэ.

Прицельное изучение нэцкэ, локализация исследования возникли из необходимости в атрибуции - разобраться, где чье? Отсюда сложилась иллюзия еще одной истории еще одного искусства, в то время как это только один из жанров пластики. На начальном этапе локализация поля исследования необходима, а потом она же и мешает, так как лишает предмет живых связей со всем остальным художественным миром. В этой ситуации история становится лабораторной постановкой, а предмет изучения - засохшей бабочкой в гербарии.

Заметьте, ведь и сайт, и журнал называются "Нэцкэ етс". Очень правильно называются, "в яблочко"!

Аватара пользователя
AlexK
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 15 фев 2010, 19:15
Откуда: СПб

Re: Школы нэцкэ

Сообщение AlexK » 30 май 2011, 11:52

Мне-то как раз показалось, что в выдержках, которые я привел, идет речь об отсутствии узкой специализации (возможно и есть некоторые неточности, но когда это писалось-то). И стоит "понимать это как сказанное о резчиках, которые резали И НЭЦКЭ ТОЖЕ". Как мне кажется, что как раз благодаря "многостаночности" мастера, не зацикленного на определенном виде творчества, мы имеем возможность зрить Шедевры в области нэцкэ.

Аватара пользователя
Kosei
Сообщения: 2043
Зарегистрирован: 23 апр 2010, 23:53
Откуда: Харьков

Re: Школы нэцкэ

Сообщение Kosei » 30 май 2011, 17:59

AlexK писал(а): Как мне кажется, что как раз благодаря "многостаночности" мастера, не зацикленного на определенном виде творчества, мы имеем возможность зрить Шедевры в области нэцкэ.
Абсолютно с Вами согласна :)

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Школы нэцкэ

Сообщение valonline » 31 май 2011, 03:40

Kosei писал(а):Знаете, об Огата Корин обычно пишут с восторгом, что он и ширмы расписывал и платья, и веера, лаком занимался, и инрошки с нэцками тоже числятся в наследии, и гребни. И только среди нэцкэфренов (скажем так, некоторой части) есть стремление ограничить мастера одним жанром и все иное воспринимается как досадное отклонение или побочная деятельность. Иногда еще веселее - типа "нэцкэ -цяця, окимоно - кака". Морито Соко или Коун, или Комей, или Гёкудзан обалдели бы наверное, если бы им сказали, что вот типа ваши нэцкэ то что надо, а окимоно не стоят внимания))))) Мастер - во всем мастер. А отсутствие идей, знаний и неумелость рук невозможно компенсировать обаянием жанра нэцкэ.

Прицельное изучение нэцкэ, локализация исследования возникли из необходимости в атрибуции - разобраться, где чье? Отсюда сложилась иллюзия еще одной истории еще одного искусства, в то время как это только один из жанров пластики. На начальном этапе локализация поля исследования необходима, а потом она же и мешает, так как лишает предмет живых связей со всем остальным художественным миром. В этой ситуации история становится лабораторной постановкой, а предмет изучения - засохшей бабочкой в гербарии.

Заметьте, ведь и сайт, и журнал называются "Нэцкэ етс". Очень правильно называются, "в яблочко"!
Kosei, я полностью с вами согласен! Для многих из нас нэцкэ - это как маленькая лазейка в мир японского искусства. Но некоторые могут застрять в ней навсегда и зациклиться только на нэцкэ, отвергая / не понимая все остальное, а для других это может стать начальным этапом в понимании и осмыслении других форм японского искусства, а возможно, что и не только японского.

Если бы у меня был любимый резчик, я бы собирал не только нэцкэ в его исполнении, но и окимоно, инро, чехлы для трубок, заколки, палочки для еды, тарелки, да все, что смог бы найти! Что часто и делают, например, коллекционеры Кокусая.
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
Kosei
Сообщения: 2043
Зарегистрирован: 23 апр 2010, 23:53
Откуда: Харьков

Re: Школы нэцкэ

Сообщение Kosei » 31 май 2011, 04:07

Валера, подписалась бы под сказанным - цветными фломастерами! :)

Ответить