Сообщение
Kosei » 01 фев 2011, 20:07
Ладно, пока Борис появится. отвечу на предыдущий вопрос - в каких нэцкэ 17 в. я уверенна.
Если отвечать совсем прямо - то ни в каких. У меня в распоряжении и увсех нэцкэфренов мира нет достоверных документированных нэцкэ 17 ст. Значит и за аналог принять нечего.
Мы (здесь и далее под "мы" имеется ввиду коллективный опыт исследований) слабо представляем, какие нэцкэ были в 17 ст.. У нас есть Ихара Сайкаку с упоминаниями о скоорее всего китайской резьбе, приспособленной под нэцкэ и в другом тексте есть упоминание о нэцкэ-печатях, и еще в одном тексте вроде о катабори. (Простите великодушно, за сносками не пойду, мы уже обменивались цитатами на форуме, Док помнит)
Что еще мы имеем по 17 столетию - ширму, которую Кёрстин просмотрел чуть не до дыр и на которой из нескольких сотен изображенных людей 5 персонажей показаны с катабори (Kurstin J. An Early 17 th Century Screen// Internatonal Netsuke Society Journal. -- 2002. -- Vol.22. -- №2. -- p.16-20). При этом только 3 картинки достаточно ясно показываают, что - да, это катабори, кость. При этом тип нэцкэ видент только в одном случае - шиши. Во втором - неясно, но анималистика, в третьем, крошечном варианте - вообще не разглядеть. Кёрстин разглядел (ну может печать в журнале хуже), он пишет: ""However, the netsuke in Detail 5 appears to be that of a katabory monkey" (Ibid., p. 19). Однако, даже то что мы видим, пусть немногое - это вполне моделированные вещи, отнюдь не грубые, сочетающиеся с инро и кинчаку.
Крокозяблов там нет. Правда, одна ширма - слишком мало для базы аналогов. Слишком мало для того, чтобы делать вывод о широком хождении катабори из слоновой кости в 17 ст.
А дальше глухо как в танке. Гравюра нам дает образцы мандзю, в сюжетах катабори не находит отражения.
Поэтому за скудностью данных есть некий образ нэцкэ 17 столетия, а даальше - традиция опираться на существующую систему образов.
Думаю. что 16 в. нет нужды ворошить - мы только теоретически знаем, что нэцкэ были. Упоминание об охоте Иэясу Токугава в Дзисэки Гакко поддерживает тему инро, но что там под нэцкэ в ввиде тыквы-горлянки понималось - не знаем. (не вспомнил только ленивый - практически вся литература не обходит вниманием - от Успенского и до всех наших европейских и японских авторитетов). Ранняя ширма, где видно инро а нэцкэ скрыто под складками одежды - в качестве источника вообще не выдерживает никакой критики.
Последний раз редактировалось
Kosei 02 фев 2011, 04:07, всего редактировалось 1 раз.