Роль музеев в популяризации нэцкэ

Выставки, музеи, частные коллекции
Ответить
Аватара пользователя
toyohara
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 11:26

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение toyohara » 18 июл 2011, 23:26

Пока другие форумчане собираются с мыслями, - ещё несколько фотографий ...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
toyohara
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 11:26

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение toyohara » 18 июл 2011, 23:33

Японские вазы крупным планом ...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось toyohara 19 июл 2011, 08:23, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
toyohara
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 11:26

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение toyohara » 18 июл 2011, 23:38

И ещё одна ...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
toyohara
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 11:26

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение toyohara » 19 июл 2011, 22:29

Ещё несколько экспонатов крупным планом ...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
toyohara
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 11:26

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение toyohara » 20 июл 2011, 21:33

И завершая фотоотчет ещё раз общий вид предметов заветной японской витрины ... :)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение valonline » 31 июл 2011, 14:11

Попалась любопытная статья.
К проблеме формирования музейных коллекций (на примере японских предметов в собрании Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого)
Н.В. Майкова
Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера)


Проблема формирования музейных собраний является одной из интересных и малоизученных тем в музееведении. Её изучение позволяет ответить на многие вопросы, связанные с атрибуцией музейных предметов, формированием коллекций. Таким образом, эта тема является достаточно актуальной сегодня.

Отличительные особенности японских собраний во многом обусловлены историей развития отношений между Японией и другими странами. "Закрытие" Японии и почти полное отсутствие контактов между нею и другими странами в период со второй половины XVII в. до середины XIX в. привело к тому, что японские предметы и на российском, и на европейском рынках практически не были представлены. Тем не менее, вещи японского происхождения начали поступать в Петербургскую Кунсткамеру почти с самого основания музея (с 1879 г. - Музей антропологии и этнографии).

Крупных поступлений в петровскую эпоху не зафиксировано, но по отдельности или небольшими группами японские предметы поступали в музей на протяжении всего XVIII в. (Ксенофонтова Р.А., 1969. - С. 280). Согласно каталогу 1742 года, за 28 лет существования музея в Кунсткамеру поступило более 12 предметов японского или, вероятно, японского происхождения, в основном этнографического характера (Там же. - С. 284).

Японские вещи попадали в Россию через Китай, Европу или же непосредственно из Японии. Эти поступления были случайны и редки. Вследствие этого систематическое пополнение собраний японскими предметами в России было практически невозможно. Художественная и историческая ценность, качество предметов не учитывались. В музей поступали и высокохудожественные произведения искусства, и дешевые сувениры.

На основании анализа записей в "Инвентаре МАЭ" и литературы по теме, нами выявлены основные способы приобретения Музеем японских этнографических предметов: получение в дар; закупка (экспедиции и командировки сотрудников с целью поиска и приобретения предметов являются разновидностью закупки); обмен с другими музеями и организациями; передача предметов из различных учреждений; конфискация предметов у частных собирателей. Последний способ характерен для XVIII в., а также для послереволюционного периода - с 1917 г. через Музейный Фонд и Управление транспорта Чрезвычайной комиссии (УТЧК) в МАЭ поступило 289 предметов.

Проблемы атрибуции японских предметов связаны с тем, что восстановить количественный и предметный состав коллекций (особенно ранних) довольно сложно по следующим причинам:

1. Отсутствие единого учетного каталога в Музее на протяжении XVIII в. и большей части XIX в. Лишь с 90-х годов XVIII в. появление в музее японских предметов "пунктуально фиксировалось в официальных документах и, прежде всего, в протоколах Заседаний Конференции Академии наук" (Ксенофонтова Р.А. Указ. соч. - С. 280, 291).
2. Отсутствие в России специалистов по японской культуре. Отсюда - неизбежные ошибки в атрибуции, когда японские предметы выдавали за китайские и наоборот. (Там же - С. 281).
3. Пожар 1747 г., уничтоживший ранние этнографические коллекции и часть имевшейся документации.
4. Реорганизации музея в XIX в. В 1818 г. на базе восточных коллекций Кунсткамеры создан Азиатский музей при Академии Наук, в 30-е годы XIX в. его собрания переданы в Этнографический музей (в 1879 г. переименован в Музей антропологии и этнографии). В результате некоторые старые японские коллекции затерялись среди позднейших поступлений (Там же. - С. 296). Кроме того, некоторые художественные или "украшенные драгоценными камнями и металлами" предметы были переданы в Эрмитаж (Синицин А.Ю., 1999. - С. 13).

Как видим, большинство японских предметов попадало в музей случайно и небольшими группами. Однако в истории японского собрания МАЭ можно выделить ряд значительных поступлений.

Среди крупнейших поступлений ХVIII в. следует отметить вещи, принадлежавшие Дайкокуя Кодаю, капитану японского судна "Синсё мару" (год поступления - 1791, 22 предмета); собрание А. Лаксмана - главы российской дипломатической миссии в Японии (1792-1793 гг., 6 этнографических предметов); коллекцию доктора Штуцера (1795 г., 60 предметов). В XIX веке в музей поступили: собрания А. Булдакова (1803, 1809-10 и 1814 гг.); А.Н. Офермеера-Фишера (1842 г., 84 предмета, коллекция № 13), главнокомандующего Тихоокеанской военно-морской эскадрой адмирала барона О.Р. Штакельберга (1891 и 1893 гг., 132 предмета, № 213, 222); коллекция тканей, изделий из металла и оружия народов Индии, Индонезии, Китая и Японии из Берлинского музея народоведения (1895 г., 120 предметов, № 293). Особое место занимают "коллекции цесаревича Николая Александровича" (будущего императора Николая II), собранные в результате его путешествия по странам Востока в 1890-1891 гг.
Из поступлений ХХ в. выделим: коллекцию полковника С.А. Алексеева (1917 г., 433 предмета); регулярные и крупные поступления от сотрудников музея А.Е Глускиной, Г.О.Монзеллера, Л.Я.Штернберга; крупные передачи от Ленинградского Артиллерийского музея (1931 г., 234 предмета, № 4386) и от Государственной Академии Истории Материальной Культуры (1931 г., 38 предметов, № 4365). Много японских предметов поступило в МАЭ РАН из Государственного Музея восточных культур (1950 г., № 5944, 5947, 5951, 5955, 5958, 5965-5967) и от Южно-Сахалинского краеведческого музея (1954 г., № 6135, 6140,6148-9, 6168 и 6165).

В 2001 г. в МАЭ РАН насчитывается 233 коллекции, в которых имеются японские предметы. Из них около 62% коллекций поступило в музей от частных лиц, 19 % - от других музеев и 14 % от различных организаций и учреждений. Наибольшее количество поступлений датировано 1880-1920 гг. и, как нам представляется, это вызвано ростом интереса к Японии после "открытия" страны. На этот период приходится более 34 % общего количества японских предметов.

Говоря о способах поступления, можно выявить некоторые характерные особенности поступлений в дореволюционные и послереволюционные годы. Дореволюционные поступления (XVIII в. - 1917 г.) - это, в основном, поступления от частных лиц (76 %, из них 91 % - дары). Поступления от других музеев (9%) и различных организаций (8%) в этот период незначительны. После 1917 г. количество поступлений от частных лиц уменьшилось до 52%, значительно выросло число поступлений от музеев (27%) и различных организаций (10%). Дары составляют лишь 27%, среди них процент частных дарителей практически не изменился (92%). Значительно выросло число закупок: с 11% до 36%, из них 83% - от частных лиц. Среди поступлений от частных лиц преобладает покупка (57 %), пожертвования составляют 42%. С 1919 г. в МАЭ появляется такой способ поступления как передача: 35 % всех поступлений ХХ в.

Таким образом, формирование японского собрания МАЭ РАН происходило в основном за счет частных собраний, причем большую их часть составляли дары.

ЛИТЕРАТУРА
Ксенофонтова Р.А. Из истории собирания японских коллекций Кунсткамеры (XVII - начало XIX в.) // Сборник МАЭ. - Л., 1969. - Т. 35. - C. 280-303.
Синицын А.Ю. Оружие и боевое снаряжение японских самураев: Каталог. - СПб., 1999.
*Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 143-146.
© Н.В. Майкова, 2001
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение valonline » 31 июл 2011, 14:23

Интересно, что Юкари мне рассказывала про упомянутого здесь плененного капитана Дайкокуя Кодаю. Считается, что он презентовал Екатерине II среди подарков один нэцкэ, который выставляли для всеобщего обозрения. Юкари говорит, что этот нэцкэ - первый официальный нэцкэ в России.
Про капитана японцы сняли фильм Сны о России
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
Natasha
Сообщения: 2993
Зарегистрирован: 27 сен 2009, 16:30
Откуда: Moldova
Контактная информация:

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение Natasha » 31 июл 2011, 22:01

Смотрела этот фильм неделю назад, актерский состав - бесподобен, фильм - слабенький, но там Дайкокуя Кодаю не дарил нэцке, видимо этот факт упустили, он только карту Японии с портами и замками рисовал для того чтобы получить аудиенцию императрицы. А в начале фильма речь шла только о нашейных талисманах, может что-то упустила... :roll
Жизнь прекрасна и удивительна!

Аватара пользователя
toyohara
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 11:26

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение toyohara » 15 дек 2011, 13:07

Пару дней назад "набрёл" на любопытную коллекцию предметов японского искусства в Art Gallery of South Australia (Adelaide), спешу поделиться со всеми, - кому интересно. Смотрите и медитируйте! :D

Аватара пользователя
Kosei
Сообщения: 2043
Зарегистрирован: 23 апр 2010, 23:53
Откуда: Харьков

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение Kosei » 15 дек 2011, 17:46

Финал фильма умиляет - о том, что в результате деятельности Лаксмана и Дайкокуя Россия и Япония смогли установить дипломатические отношения)))) Ни прием Резанова, ни плен Головнина никак не отнесешь к "дипломатическим отношениям"))))

Эпизод о нэцкэ интересен, только в наших источниках не встречала.

Аватара пользователя
Kosei
Сообщения: 2043
Зарегистрирован: 23 апр 2010, 23:53
Откуда: Харьков

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение Kosei » 15 дек 2011, 17:50

Тойохара, спасибо за ссылочку. есть интересные вещи.

Выставка Сокэн Кисё в Осака будет работать до 2 апреля. Т.е. 1-е - последний день.

Аватара пользователя
toyohara
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 11:26

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение toyohara » 15 дек 2011, 21:58

Kosei писал(а):
Тойохара, спасибо за ссылочку. есть интересные вещи.
Пожалуйста :hi

Аватара пользователя
DrPoruchik
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 22:24
Откуда: Kiev

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение DrPoruchik » 21 дек 2011, 16:13

Если обсуждать "КУПИТЬ" или "ИМЕТЬ" это одно дело - мотовация у Вас сугубо личная и Вы на нее имеете право ( а мы не имеем право на нее покушаться). Если Вас интересует "СМОТРЕТЬ", "СРАВНИВАТЬ", "НАСЛАЖДАТЬСЯ" и тд., то как обойтись без музеев? К примеру: Что бы я увидел без собрания в "Доме-музее Горького", в "Британском музее", без " Музея Виктрии и Альберта" и т.д. Я уж не говорю о частных экспозициях...
А чем принципиально отличается "нэцке", как экспонат от любого другого объекта в музее? (разве что представить ее надо по особому). Вот гляньте, как смогли выставить их в Киевском музее!

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение valonline » 21 дек 2011, 16:39

DrPoruchik писал(а):Если обсуждать "КУПИТЬ" или "ИМЕТЬ" это одно дело - мотовация у Вас сугубо личная и Вы на нее имеете право ( а мы не имеем право на нее покушаться). Если Вас интересует "СМОТРЕТЬ", "СРАВНИВАТЬ", "НАСЛАЖДАТЬСЯ" и тд., то как обойтись без музеев? К примеру: Что бы я увидел без собрания в "Доме-музее Горького"
Dr.Poruchik, а что можно увидеть в Доме-музее Горького? :(
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Аватара пользователя
Галина
Сообщения: 384
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 08:29
Откуда: Киев

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение Галина » 22 дек 2011, 10:57

toyohara, спасибо за ссылочку - красота :roll !!!

Аватара пользователя
toyohara
Сообщения: 2055
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 11:26

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение toyohara » 22 дек 2011, 12:16

Галина писала:
toyohara, спасибо за ссылочку - красота :roll !!!
Галина, пожалуйста - всегда рад поделиться интересным ресурсом с коллегами по увлечению. :)

leonid_g
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 07 сен 2011, 17:41
Откуда: Київ
Контактная информация:

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение leonid_g » 23 дек 2011, 18:58

DrPoruchik писал(а): Вот гляньте, как смогли выставить их в Киевском музее!
Каком? Единичная выставка, это "не в музее".

Несколько лет назад в музее Ханенков было из запасника выставлено более десятка предметов нецке и окимоно, собственная коллекция музея. Как по мне, их состояние было ужасно, многие покрыты трещинами во всю длинну, того глядишь и развалятся, покрыты различными пятнами, что свидетельствует о том, что хранились в ненадлежащих условиях с переменной влажностью, видно музейщики хотели подчеркнуть "старинность" собрания. :agr
Сейчас этих экспонатов в экспозиции нет, наверное догнивают в " тайных подвалах рейха". Но, таки Да, "смогли выставить".

Аватара пользователя
DrPoruchik
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 22:24
Откуда: Kiev

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение DrPoruchik » 25 дек 2011, 20:24

leonid_g писал(а):
DrPoruchik писал(а): Вот гляньте, как смогли выставить их в Киевском музее!
Сейчас этих экспонатов в экспозиции нет, наверное догнивают в " тайных подвалах рейха". Но, таки Да, "смогли выставить".
Вчера, специально сводил внука в Хоненковский музей - все нэцке (около 70) выставлены в постоянной экспозиции. Руками, конечно не потрогаешь и подставка не вращается, но представлены, как по мне, вполне достойно (не хуже чем в Альберт-музее).

leonid_g
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 07 сен 2011, 17:41
Откуда: Київ
Контактная информация:

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение leonid_g » 28 дек 2011, 16:36

DrPoruchik писал(а):Вчера, специально сводил внука в Хоненковский музей - все нэцке (около 70) выставлены в постоянной экспозиции. Руками, конечно не потрогаешь и подставка не вращается, но представлены, как по мне, вполне достойно (не хуже чем в Альберт-музее).
Эт здорово, если возобновили экспозицию. Будет время - загляну.

Аватара пользователя
valonline
Администратор
Сообщения: 2810
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 14:19
Откуда: Москва

Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ

Сообщение valonline » 14 дек 2012, 23:02

Про роль музеев. Правда не про нэцкэ. Но очень любопытно.
"Everything has its own beauty, but not everybody is able to see it"
Confucius

Ответить