Роль музеев в популяризации нэцкэ
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
За приглашение - спасибо, рада знакомству.
Относительно коллекции Эрмитажа - уровня "токийской десятки" там нет. Если это утешит - такого уровня предметов нет и в других музеях Японии. Если, конечно, иметь ввиду художественную ценность. К сожалению, все, что можно сделать с восточноевропейскими коллекциями - это отделить фальсификаты от аутентичных предметов. Но подлинность предмета еще не означает "художественное качество".
Относительно коллекции Эрмитажа - уровня "токийской десятки" там нет. Если это утешит - такого уровня предметов нет и в других музеях Японии. Если, конечно, иметь ввиду художественную ценность. К сожалению, все, что можно сделать с восточноевропейскими коллекциями - это отделить фальсификаты от аутентичных предметов. Но подлинность предмета еще не означает "художественное качество".
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Kosei, а не ли у Вас, случайно, фотографий этой "токийской десятки"?Kosei писал(а): Относительно коллекции Эрмитажа - уровня "токийской десятки" там нет. Если это утешит - такого уровня предметов нет и в других музеях Японии.
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Увы, в японских музеях нельзя ничего фотографировать, даже то, что уже опубликовано (в отличие, ст Эрмитажа). Даже современные резчики, если их работы попали в музей, не могут опубликовать свои работы без разрешения музея, которое стоит очень дорого. Наверное, есть смысл, в следующий раз пойти в музей и записать десятку, а потом найти ее в изданиях музея. Как-то я не догадалась этого сделать сразу, спасибо за подсказку. Действительно, такие эталонные вещи должны быть всегда рядом - для "тренировки" глаз.
Кстати, на выставке окимоно в Киеве есть несколько предметов, "очищающих" зрение...
Кстати, на выставке окимоно в Киеве есть несколько предметов, "очищающих" зрение...
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Да, если бы был список, эти работы можно было бы найти в опубликованных изданиях.
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Не ради того, чтобы возражать, а для уточнения. В харьковских выставках был другой формат - скорее культурологический, потому и выставлялись предметы разного качества, но дающие возможность сделать "экскурсию в Японию". Выставляться в Ханенко - уж очень обязывает, это же не галерея, а художественный музей. Потому отбор жесткий. Кроме того, "Продавец цветов" Комея, ракушки и гранат Манзо, "Айну", вазы "Семь мудрецов в бамбуковой роще", кое-что из продукции Мияо экспонируются впервые. Хотя некоторые мои любимые предметы не вошли в экспозицию, получила удовлетворение от выдержанной "планки" - глаза утешаются, и, главное - "белый период" зазвучал, в харьковских выставках он терялся среди ремесленной продукции.
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Можно точнее даже сказать: впервые удалось выставить эталонные предметы ("что такое хорошо - в окимоно"). Сегодня ни одна эвропейская и японская коллекция не имеет такого количества в таком качестве предметов. По большому счету, "учить" глаз на окимоно - нЕгде (кроме выставки в Ханенко). Конечно, культурологические выставки всегда интересны, но глаза "портятся", перестают отличать шедевры от хорошей школы, хорошую школу от хороших интерьерных украшений, просто хорошее от не очень хорошего и т.д. Не раз замечала, как коллеги - искусствоведы, художники зависают возле занимательного сюжета, а качество резьбы не видят... Небезобидная вещь - культурологичесий интерес... Но в Харькове невозможно иначе - там пространство галереи огромное, его сложно побороть четырьмя десятками предметов. А в Ханенко эту работу сделали картины и окимоно там стоят, как родные.
Грущу от того, что Харьков Комея не видел и увидит теперь очень нескоро....
Грущу от того, что Харьков Комея не видел и увидит теперь очень нескоро....
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Уважаемая Kosei! После Вашего яркого заявления об эрмитажной коллекции нэцкэ, решил еще раз перелистать соответствующий каталог. На мой взгляд, коллекция нэцкэ в Эрмитаже, безусловно, не относится к числу лучших мировых собраний. Тем не менее, считаю, что называть ее "складом", не представляющим никакой художественной ценности, является явной несправедливостью.Kosei писал(а):... И что толку от "склада" нэцкэ в Эрмитаже, который если и представляет интерес, то разве что в плане сюжетов или объектов материальной культуры.

«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
На счет Эрмитажной коллекции ничего яркого и не сказано, да и не заявление это вовсе, так, простая констатция. "Склад" - относится к бессмысленности экспонирования большого количества предметов. Такой же "склад" и в венецианском музее, и во многих других музеях. Учитывая еще и то, КАК бездарно экспонируются предметы в типовых стеклянных витринах - иначе, чем "склад" это и не назовешь. Я уж затрудняюсь сказать, сколько времени провела в эрмитажной коллекции, а закроешь глаза - ничего, кроме пары нэцкэ и не вспомнить. Венецманскую видела раза 3 - вообще нуль в памяти. Это не моя память плоха, это экспозиция отвратительна.
Каталог Успенского я тоже очень люблю, как и все, что он делал и сделал в этой жизни. Ко многим вещам просто привыкаешь. Стояло бы это все в Кунсткамере, с ее статусом этнографического музея, так и вопросов бы не было. А Эрмитаж - это как знак высшей пробы. Вы думаете Успенский не понял этого несоответствия? После выпуска каталога больше никогда ни одной статьи или книжки по коллекции нэцкэ не последовало... Я знаю, кто его консультировал и мнение этого человека, перелопатившего все известные мировые коллекции пожестче будет. Не озвучиваю из любви к Эрмитажу и уважения к памяти Миши, так много отдавшего сил и этой коллекции, и вообще восточному отделу.
Каталог Успенского я тоже очень люблю, как и все, что он делал и сделал в этой жизни. Ко многим вещам просто привыкаешь. Стояло бы это все в Кунсткамере, с ее статусом этнографического музея, так и вопросов бы не было. А Эрмитаж - это как знак высшей пробы. Вы думаете Успенский не понял этого несоответствия? После выпуска каталога больше никогда ни одной статьи или книжки по коллекции нэцкэ не последовало... Я знаю, кто его консультировал и мнение этого человека, перелопатившего все известные мировые коллекции пожестче будет. Не озвучиваю из любви к Эрмитажу и уважения к памяти Миши, так много отдавшего сил и этой коллекции, и вообще восточному отделу.
Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ
Вставлю и свои 5 копеек к развернувшейся дискуссии.
Конечно, если это не музей восточного искусства, или хранитель японской коллекции не специалист - лежать нашим драгоценным в запасниках и ожидать чуда - специальной выставки нэцкэ. Правда, и при специалисте, если его область интересов - явно не нэцкэ, не совсем оптимистическая картинка: жизни ученого на все не хватит, а других не пустит по совковй традиции. Сидит такая окуклившаяся Баба-Яга на коллекции, и сама не ам, и другому не дам...
Миша Успенский - редкое исключение среди музейщиков. Но там "помогали" и иные факторы - не было постоянной экспозиции, опять же - он и хранитель коллекции, и зав. восточным отделом - сам себе хозяин, и вариантов иного показа, кроме как у него в отделе - не было. Плюс, конечно, его личностные качества.
Ну и самое главное - выставлять японское искусство и нэцкэ в том числе, нужно серьезно вкладываться в дизайн - витрин, интерьера, освещения. Сегодня ни в одном музее мира пока не видела нормальной витрины. Это не значит, что ее нельзя создать. К моей выставке нэцкэ пришлось год уложить на дизайн, при этом месяца три общалась с дизайнером - сидели по 5-6 часов кряду, показывала съемку по Японии, носила нэцкэ, чтобы понятнее была задача - показать предмет со всех шести сторон, чтобы освещение было вне витрины. Получилось. Однако, надо при этом понимать, что это была временная выставка с серьезным бюджетом, больше половины которого съели витрины, и это правильно.
Не всякий музей вытянет такие бюджеты. При этом в одной витрине помещается около 10 нэцкэ. И даже в этой ситуации хорошее вложение было сделано для экскурсий. Экскурсоводы ходили как поезда в метро - посетителю долго ждать не приходилось... Те, кто отправлялся смотреть сам по все тому же совковому традиционному сам-с усам-не-надо-нам-навязывать... - после третьей витрины примыкал к экскурсии, ибо восхитились миниатюрой раз, два, три - а дальше уже что-то еще понимать бы надо...
Японское искусство всех привлекает, а дальше - ступор - объясннять надо...Тут создать экспозицию, все равно что фильм снять или спектакль поставить...В этом смысле, без разницы, под чьей крышей это делается - музейной, галерейной - от музейщиков или частного лица - был бы куратор толковый и рука дающая (да не оскудеет).
И все же передть коллекцию в музей - не худшая идея. Это во-первых, постоянное учреждение с штатными единицами и хранением. Т.е. будут всегда люди, отвечающие за это. Все мы невечны, но коллекция сохраняется, придут другие хранители (когда-нибудь повезет отделу). Эта простая мысль меня посетила после того, как на мусорнике обнаружила несколько японских гравюр - видать, наследнички не оценили трудов "старикана". Опять же в музее коллекция сохраняется полностью, иначе - все расползется по частным коллекциям...
Минусы музейного хранения восполняются как раз инициативами профессиональных любителей, и это нормально. В Киото на очередном собрании японского общества нэцкэ познакомилась с двумя женщинами из Ниигата, которые и не резчики, и не дилеры, и не коллекционеры, и не эксперты - самые, что ни на есть любители нэцкэ. Спрашиваю, что их привело сюда - есть же коллекции поближе, а они отвечают, что готовы ехать только потому, что тут новые знания и возможность подержать нэцкэ в руках...
Конечно, если это не музей восточного искусства, или хранитель японской коллекции не специалист - лежать нашим драгоценным в запасниках и ожидать чуда - специальной выставки нэцкэ. Правда, и при специалисте, если его область интересов - явно не нэцкэ, не совсем оптимистическая картинка: жизни ученого на все не хватит, а других не пустит по совковй традиции. Сидит такая окуклившаяся Баба-Яга на коллекции, и сама не ам, и другому не дам...
Миша Успенский - редкое исключение среди музейщиков. Но там "помогали" и иные факторы - не было постоянной экспозиции, опять же - он и хранитель коллекции, и зав. восточным отделом - сам себе хозяин, и вариантов иного показа, кроме как у него в отделе - не было. Плюс, конечно, его личностные качества.
Ну и самое главное - выставлять японское искусство и нэцкэ в том числе, нужно серьезно вкладываться в дизайн - витрин, интерьера, освещения. Сегодня ни в одном музее мира пока не видела нормальной витрины. Это не значит, что ее нельзя создать. К моей выставке нэцкэ пришлось год уложить на дизайн, при этом месяца три общалась с дизайнером - сидели по 5-6 часов кряду, показывала съемку по Японии, носила нэцкэ, чтобы понятнее была задача - показать предмет со всех шести сторон, чтобы освещение было вне витрины. Получилось. Однако, надо при этом понимать, что это была временная выставка с серьезным бюджетом, больше половины которого съели витрины, и это правильно.
Не всякий музей вытянет такие бюджеты. При этом в одной витрине помещается около 10 нэцкэ. И даже в этой ситуации хорошее вложение было сделано для экскурсий. Экскурсоводы ходили как поезда в метро - посетителю долго ждать не приходилось... Те, кто отправлялся смотреть сам по все тому же совковому традиционному сам-с усам-не-надо-нам-навязывать... - после третьей витрины примыкал к экскурсии, ибо восхитились миниатюрой раз, два, три - а дальше уже что-то еще понимать бы надо...
Японское искусство всех привлекает, а дальше - ступор - объясннять надо...Тут создать экспозицию, все равно что фильм снять или спектакль поставить...В этом смысле, без разницы, под чьей крышей это делается - музейной, галерейной - от музейщиков или частного лица - был бы куратор толковый и рука дающая (да не оскудеет).
И все же передть коллекцию в музей - не худшая идея. Это во-первых, постоянное учреждение с штатными единицами и хранением. Т.е. будут всегда люди, отвечающие за это. Все мы невечны, но коллекция сохраняется, придут другие хранители (когда-нибудь повезет отделу). Эта простая мысль меня посетила после того, как на мусорнике обнаружила несколько японских гравюр - видать, наследнички не оценили трудов "старикана". Опять же в музее коллекция сохраняется полностью, иначе - все расползется по частным коллекциям...
Минусы музейного хранения восполняются как раз инициативами профессиональных любителей, и это нормально. В Киото на очередном собрании японского общества нэцкэ познакомилась с двумя женщинами из Ниигата, которые и не резчики, и не дилеры, и не коллекционеры, и не эксперты - самые, что ни на есть любители нэцкэ. Спрашиваю, что их привело сюда - есть же коллекции поближе, а они отвечают, что готовы ехать только потому, что тут новые знания и возможность подержать нэцкэ в руках...
Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ
Спасибо Kosei! И всё же проскальзывает в Ваших словах "Музейная" жилка и некое пренебрежение к частным коллекциям. А ведь не одна нэцкэ успела бы не в одних любящих и бережных руках побывать, ощутить заботу и уход, при этом доставляя радость "общения" и осязания, пока будет лежать и дожидаться очередного "расположенного" к ней музейного хранителя.
Нет уж, если/пока Музеи не в силах людям это искусство донести, пусть уж лучше хоть те кто действительно любит и разбирается порадуются. Мы ведь и встречаемся регулярно, и обмениваемся периодически, приумножая радость обладания... Искусство принадлежит народу, а держать его под замком - это предательство самой идеи и стремления автора любого художественного произведения. Я так понимаю...
Нет уж, если/пока Музеи не в силах людям это искусство донести, пусть уж лучше хоть те кто действительно любит и разбирается порадуются. Мы ведь и встречаемся регулярно, и обмениваемся периодически, приумножая радость обладания... Искусство принадлежит народу, а держать его под замком - это предательство самой идеи и стремления автора любого художественного произведения. Я так понимаю...
"Oiδα οuκ εiδώς" - Socrates. Plato, Republic, 354b, (conclusion of book I)
Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ
Ну что Вы, Влад, какая "музейная жилка"! Если бы она была работать мне в музее )))) Но музей в СНГ и состоянием музейного дела в нашем пост-совке - наверное, мне противопоказаны. Работаю я исключительно с частными коллекциями и только в том случае, если коллекционер заинтересован расти (улучшать качество коллекции) и выставлять коллекцию для обозрения. В противном случае - посмотрины, полезные и мне, и ему. Не потому, что кем-то пренебрегаю, просто сегодня я знаю только то, что знаю сегодня. А серьезно работать с вещами - надо жить с ними, ну это как замуж выйти. Бывает, сюжет определяется сходу, а бывает - года через три, но чтобы это произошло - коллекция все время должна быть в голове. Поэтому для меня это очень затратная работа, я же не дилер нэцкэ, а, простите, искусствовед-японист, есть еще многое другое, что должно мне делать. Поэтому серьезная работа должна иметь и более серьезную мотивацию...
Но есть еще и такие важные вещи, как общественный интерес к нэцкэ. И тут ничего не поделаешь, выставка в обществе нэцкэистов - радость для спецов, но для мира ее не было. Выставка в галерее - повод для знакомства, но оставляющий вопрос о принадлежности предметов к искусству - дискуссионным. Выставка в музее утверждает статус нэцкэ, кроме всего прочего.
Впрочем, все зависит от конкретных людей, их качеств и энергии, посвященности делу, и в этом смысле неважно - музейщики они или коллекционеры.
Но есть еще и такие важные вещи, как общественный интерес к нэцкэ. И тут ничего не поделаешь, выставка в обществе нэцкэистов - радость для спецов, но для мира ее не было. Выставка в галерее - повод для знакомства, но оставляющий вопрос о принадлежности предметов к искусству - дискуссионным. Выставка в музее утверждает статус нэцкэ, кроме всего прочего.
Впрочем, все зависит от конкретных людей, их качеств и энергии, посвященности делу, и в этом смысле неважно - музейщики они или коллекционеры.
Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ
Еще подумалось - задача популяризации нэцкэ не может выполняться только музеем. Музей - лишь одна из площадок с определенным количеством людей и определенным инструментарием. Популяризацией должны заниматься заинтересованные лица, сотрудничая с музеями, галереями, ТВ, радио, журналами и т.д. Помимо мыслей о "высоком", от популяризации кто-то должен выигрывать. И музей в списке выигравших не на первой позиции. Выигрывают в первую очередь дилеры, а потом уже резчики, в какой-то мере коллекционеры, но так - в одном выигрывают, в другом - проигрывают. Музей на массовом интересе не шибко обогатится, поскольку 90 процентов музеев затратны изначально.
Делать это еужно - выиграют резчики - сохранится вид искусства...
Делать это еужно - выиграют резчики - сохранится вид искусства...
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Относительно коллекции Эрмитажа - уровня "токийской десятки" там нет.
Позвольте выразить субъективное мнение по этому поводу. Хорошо, что в Эрмитаже вообще есть коллекция нэцкэ. При отношении такого статусного заведения к нэцкэ, как к декоративно-прикладному искусству (не имперскому), рискну предположить, что благодаря дару госп.Варшавского и деятельности М.В. Успенского, мы имеем возможность увидеть хоть что-то (возможно ошибаюсь). И наличие коллекции в Эрмитаже всеж таки поднимает престиж НЭЦКЭ ( по крайней мере в СПб :) ). И хорошо, что есть безкорыстные (науки ради) русскоязычные издания (пока мало) по этой теме.
Касаемо "преподнесения" коллекции. Безусловно оно оставляет желать лучшего. Мало того, просто так найти ее не представляется возможным. Но вряд ли когда-нибудь музей выделит не малые деньги для улучшения, изменения витрин и расскрутки того, что имеется.
Тем не менее видеть работы "в живую" есть приятно. Кому-то что-то понравится, кому-то нет.
Кто-то "вынесет" оттуда определенные знания и эмоции (положительные или отрицательные, тем не менее "вынесет" :) ). А это уже не плохо...
А если подскажите, возможно ли, и если возможно то где возможно увидеть "токийскую десятку" или работы "очищающие глаз" будет здорово ( возможно про это уже писали, но я пропустил).
Позвольте выразить субъективное мнение по этому поводу. Хорошо, что в Эрмитаже вообще есть коллекция нэцкэ. При отношении такого статусного заведения к нэцкэ, как к декоративно-прикладному искусству (не имперскому), рискну предположить, что благодаря дару госп.Варшавского и деятельности М.В. Успенского, мы имеем возможность увидеть хоть что-то (возможно ошибаюсь). И наличие коллекции в Эрмитаже всеж таки поднимает престиж НЭЦКЭ ( по крайней мере в СПб :) ). И хорошо, что есть безкорыстные (науки ради) русскоязычные издания (пока мало) по этой теме.
Касаемо "преподнесения" коллекции. Безусловно оно оставляет желать лучшего. Мало того, просто так найти ее не представляется возможным. Но вряд ли когда-нибудь музей выделит не малые деньги для улучшения, изменения витрин и расскрутки того, что имеется.
Тем не менее видеть работы "в живую" есть приятно. Кому-то что-то понравится, кому-то нет.
Кто-то "вынесет" оттуда определенные знания и эмоции (положительные или отрицательные, тем не менее "вынесет" :) ). А это уже не плохо...
А если подскажите, возможно ли, и если возможно то где возможно увидеть "токийскую десятку" или работы "очищающие глаз" будет здорово ( возможно про это уже писали, но я пропустил).
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Мне не известно, откуда взялось это красивое выражение - "очищающие глаз". Я знаю человека, который любит Дали и не любит Пикассо. Какой глаз ему нужно очистить?
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Это красивое выражение использовалось совсем недавно на форуме (жаль не мое :) ).
А на ум приходит только "третий глаз".
А на ум приходит только "третий глаз".
Re: RYUSHI KOMADA в Киеве
Доктор, это Вы обо мне!Dr.Alex писал(а):Мне не известно, откуда взялось это красивое выражение - "очищающие глаз". Я знаю человека, который любит Дали и не любит Пикассо. Какой глаз ему нужно очистить?

Друзья, каждому свое, у всех разные вкусы, взгляды, понимания, свое прошлое и свой багаж знаний, так что сложно говорить об "очищении глаза".


Жизнь прекрасна и удивительна!
Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ
Это 4 витрины, можно выставлять в различных конфигурациях. Важно то, что предмет виден со всех сторон, свет вынесен за пределы витрины и не влияет на температурный режим внутри витрины.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин
Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ
Ну что ж, вот и ещё 330 нэцкэ стали недосягаемы для коллекционеров и большинства ценителей этого искусства на долгие годы. Очень долгие... 

"Oiδα οuκ εiδώς" - Socrates. Plato, Republic, 354b, (conclusion of book I)
Re: Роль музеев в популяризации нэцкэ
Я рыдаю!Vlad писал(а):Ну что ж, вот и ещё 330 нэцкэ стали недосягаемы для коллекционеров и большинства ценителей этого искусства на долгие годы. Очень долгие...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
«Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения». В. Пелевин